Интервью с директором Института стратегии развития образования РАО, государственным советником Российской Федерации Iкласса, членом Союза писателей России, д.филос.н., профессором Светланой Вениаминовной ИВАНОВОЙ.
Светлана Вениаминовна, какие задачи сегодня поставлены перед Институтом стратегии развития образования? Какие есть цели, мечты и пути их реализации?
Наш институт объединяет пять институтов, как говорят, ранее подведомственных Российской Академии образования, и нам нравится, что в нашем названии сохранилось имя этой организации – Институт стратегии развитияобразования Российской Академии образования. Мы сегодня отдельное юридическое лицо, наш учредитель Министерство образования и науки Российской Федерации, но при этом старые контакты мы поддерживаем, и для нас это очень важно. Несмотря на сокращения, изменения в процессе реорганизации, которая была достаточно длительной и трудной, коллектив сложился очень хороший, мы думаем над новыми задачами и находимся в стадии определенных надежд и уверенности, что у нас все получится. У меня огромная вера в наши силы. Объединились очень крупные, исторически значимые структуры в системе российского образования и педагогической науки. Это Институт теории и истории педагогики с семидесятилетней историей и несколькими научными школами, и Институт содержания и методов обучения с восьмидесятилетней историей и тоже несколькими научными школами. Наши научные школы мы бережем и развиваем.
Интересен сам опыт объединения, потому что объединились педагоги-теоретики, методологи, компаративисты, с тестологамииучеными-методистами, занимающимися прикладными исследованиями. У нас в силу этого очень горячо проходят ученые советы, т.к. это люди с разным мышлением, с разным накопленным опытом, но, тем не менее,они испытывают большое уважение друг к другу,знают труды друг друга. Помогают личные отношения, сложившиеся за долгие годы совместной работы в науке.
В институте на сегодняшний день действует 15 научных подразделений, центров и лабораторийc самой разнообразной проблематикой, всех не перечислить.В работе нужно двигаться в сторону прикладных исследований, которые сегодня и завтра потребуются педагогической практике, важно при этом сохранять теоретические исследования как необходимое условие приращения научногопознания. В нашем институте создаются монографии, учебные пособия, идет работа по подготовке образовательных программ по различным дисциплинамкак для педвузов, так и для школ.По-прежнему работаетцентр оценки качества образования, который традиционно в течение 20 лет ведет международные исследования PIRLS,PISA, TIMMS. Рособрнадзор ставит более широкую задачу: проводить вторичный анализ международных исследований. В ряде исследованийроссийская система образования выглядит очень хорошо. Нужно понять, как это происходит, как это сохранить и как это развивать. Если есть проблемы, а они есть всегда, то над ними целенаправленно и упорно работать. У нас работают специалисты высочайшего уровня, они востребованы при создании стандартов, контрольно-измерительных материалов, участвуют в работе различных научно-методических советов, активные участники конференций международного уровня. Многообразие научных контактов и форм работы поддерживает нашу хорошую научную форму.
Таким образом, мы можем сказать, что объединение пошло на пользу российского образования, и вы стали ближе к практикам?
Мы постарались не потерять то ценное, что было во всех объединяемых нами институтах. В Минобрнауки России наши планы, а также некоторая корректировка научной проблематики реорганизуемых институтов нашли поддержку, это позволило исключить дублирование исследований и повысить актуальность.
Я теоретик, доктор философских наук, и поэтому мне философия образования ближе, чем прикладные исследования. Мы нашли взаимопонимание с Департаментом государственной политики в сфере общего образованияМинобрнауки России. Департамент ждет от насприкладных исследований по самым острым и актуальным вопросам.Однако и все прекрасно понимают, что без развития теоретической науки не может быть движения вперед, без этого не развивается практика. И в то же время очень радует то, что через Министерство мы становимся ближе к практике, к формированию и решению задач государственной образовательной политики. Институт также плотно работает с Рособрнадзором, который ставит очень интересные научныепрактикоориентированные задачи.
Сегодня мы много говорим об образовательных программах различных образовательных организаций.Есть такое понятие «общественная экспертиза»:общественная экспертиза образовательных программ, учебно-методических пособий. Как ваш институт участвует в этом процессе?
Есть тонкость, которую нужно разъяснить. Дело в том, что по нашему Уставу мы имеем право заниматься всеми аспектами научной деятельности и тем, что соотносится с научной деятельностью: образовательной или редакционно-издательской деятельностью. Мы издаем свой журнал «Отечественная и зарубежнаяпедагогика»,находящийся в перечне ВАК. Это интересная дискуссионная площадка, которая дает возможность опубликовать свои идеи ученым из разных регионов страны.
При этом есть РАО – самый главный эксперт.Мы сотрудничаем: если к нам обращается Академия, чтобы мы как научное сообщество провели экспертизу совместно с ними или по их просьбе, мы в этом обязательно участвуем. Мы, например, участвовали в рецензировании примерных образовательных программ общего образования.
Самостоятельных действий по экспертизе школьных учебников и программ мы не предпринимаем. Мы также выполняем и поручения Министерства, но наш Устав не включает этой самостоятельной деятельности. Вот такая есть тонкость.
К нам, как правило, поступают обращения по поводу рецензирования монографий, научных трудов, получения рекомендации для публикации научной работы со стороны нашего ученого совета, такую работу мы выполняем для коллег совершенно безвозмездно, однако это серьезная процедура, случайностей и «дружеского» рецензирования у нас не бывает.
А с какого времени вы стали полноценно действовать как Институт стратегии развития образования РАО?
С 1 апреля 2015 года у нас уже действует Устав. Мы стали новым учреждением. 6 апреля я провела общее собрание коллектива. На собрании мы определились со штатным расписанием, направлениями научной деятельности и – что было для многих коллег из других институтов новостью – показателями по основной, научной деятельности. Наукометрия – вещь непростая и непривычная для многих, но у нас имеются специалисты, которые помогают в этом разобраться каждому научному сотруднику. И это помогает достигать нужных результатов. В мае начал работать ученый совет нового института. С середины октября начались отчеты научных подразделений по научной деятельности за год. Такие отчеты и стимулируют, и позволяют лучше узнать исследования друг друга, помогают опираться друг на друга, расширяют научные горизонты.
С июля мы имеем лицензию на все виды дополнительного профессионального образования. Активно работаем с учителями и директорами школ, с преподавателями педагогических вузов и колледжей по повышению квалификации. Нужно отметить, что курсы повышения квалификации не переставали действовать, в этом планемы постарались тонко провестиреорганизацию.Информация о курсах повышения квалификации есть на нашем сайте. У нас очень много разных программ, кроме того мы создаем программы по просьбе самих образовательных организаций. Есть дистанционные программы, которые могут выбрать как отдельные личности, так и организации в целом. Растет число экспериментальных площадок Института. Всей этой деятельностью занимается мой заместитель,бывший директор Института стратегических исследований в образовании РАО М.Л.Пустыльник.
Хорошо развивается работа по сотрудничеству в научной сфере, у нас много соглашений с вузами России, Казахстана, Армении. Сейчас ждем открытия диссертационных советов в новом институте, много желающих у нас подготовить и защитить диссертации.
С территориями наш институт, вообще, плотно сотрудничает: совместные семинары, вебинары, мониторинговые исследования, конференции. В период августовских педагогических совещанийнаши сотрудникивыступали на центральных каналах телевидения (так, Я.С.Турбовской провел четыре телепередачи), посетили несколько субъектов Российской Федерации: Московскую (г. Ступино, г. Раменское),Псковскую, Ростовскую, Тверскую,Ярославскуюобласти, Севастополь,Краснодарский край, Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.Это было поручение президента РАО Л.А. Вербицкой для членов Академии. Увидев это предложение, мы решили, что стоит поехать в регионы не только нашим академикам, но и ведущим научным сотрудникам. На следующий год, я думаю, такие выезды пройдутболее системно,будут лучше организованы.
Какие новые задачи Вы как директор института ставите перед собой?В каком направлении должно двигаться профессиональное сообщество педагогов?
В теоретическомплане, в плане развития методологии и философии образования на фоне научных школ В.В. Краевского, В.М. Полонского появляются новые отрасли. Я расскажуо самых ярких вещах. Институт сегодня разрабатывает проблемы педагогической семиологии (под руководством члена-корр.РАО М.А.Лукацкого) Это важное направление, его до этого временине существовало.Например, в компаративистике мы сейчас отходим от страноведческих исследований, интернет переполнен информацией и при знании одного языка, хотя бы английского, уже можно получить информацию о любой системе образования,любой страны. Мы переходим к анализу через международные исследования, рейтинги по изучению международного образования, изучению в целом мирового образовательного пространства и тех новыхнаправлений, которые возникают.Активно нами изучается и образовательное пространство нашей огромной страны, реализация принципа единства образовательного пространства, заложенного в Законе. Это очень важно для сохранения страны в современных геополитических условиях, ведь 35 регионов России граничат с 18 иностранными государствами. Всего не перечислишь, много актуальнейших направлений.
Вот что касается прикладных моментов, важно обратить внимание на интеграцию предметных областей: на естественнонаучную грамотность, читательскую грамотность.Концептуально подходить к содержанию школьного образования: уже принята концепция исторического образования, математического,разрабатывается концепция филологического образования, нужно думать о других.
Сейчас внедряются федеральные государственные стандарты общего образования, и мы видим, какие проблемы существуют, какой подготовкой учителей нужно заниматься.
Необходимо обращать внимание на федеральный перечень учебников. Онсформирован и действует, но не все учебники подходят для реализации федеральных государственных стандартов. По своей направленности стандарты построены насистемно-деятельностном подходе, а большинство учебников строится на других подходах. В целом, важен не столько единый учебник, о чем много сегодня говорят, борясь с вариативностью, важнее, на мой взгляд, единые требования к учебникам, как бумажным, так и электронным. А единый учебник у нас не получится, если помнить, к примеру, о профильном обучении, о потребностях детей с ограниченными возможностями здоровья и многом другом.
В связи с этим возникает вопрос, который обсуждается в педагогическом сообществе. Есть учебник, есть образовательная программа, молодой учитель имеет потребность какого-то направления преподавания своего предмета. Кроме учебника должны быть какие-то разработанные методические пособия для учителя, есть ли в этом направлении подвижки?
Конечно, ведь разрабатывается не один учебник, а целый учебно-методический комплекс.И он всегда включает в себя,в том числе, пособия для учителей. Здесь есть сложная задача, которую поставило нам законодательство. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что образовательные программы создаются в школе, но учителей не обучают писать программы, это делают другиеспециалисты. Кроме того, учитель перегружен. Мне кажется, что чем больше у него диалога с учащимися, тем лучше. А учитель сегодня занят другим и очень сильно: у него много «бумажной» работы. Создать свою образовательную программу сложно, не каждый учитель к этому готов и не каждый этого хочет, он не мотивирован на это. И потом, есть традиции, великолепные методики, сохранившиеся с советской школы и сегодня развивающиеся. С одной стороны, это хорошо, с другой – прокрустово ложе. Учитель с вузовской скамьи знает, что должны быть учебник, пособие, программа, и он по этому проторенному пути пойдет. Но всегда были и будут педагоги, которые хотят сделать что-то новое, творчески подойти к учебному процессу. И будут что-то свое создавать. Это хорошо, если они выучены, знают, что они хотят донести, могут предположить ожидаемый результат. В педагогике нельзя ошибаться. Сейчас ведется работа по улучшению педагогического образования. Есть много наших коллег в вузах, в том числе ректоров, которые занимаются этим очень серьезно. Мы не со стороны за этим наблюдаем, где-то в чем-то участвуем, сотрудничаем с педагогическими вузами. Поэтому, надеемся, что здесь ситуация тоже изменится.
Концепция по историческому образованию создана,а вот как ее сегодня реализовать в школах – большой вопрос? Если читать концепцию, например, аппарат дат, ведь он рассчитан как на студентов исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, так и на простого ученика. Как это совместить?
Дело все в том, что концепция на то и есть концепция, т.е. теоретическая вещь. И она требует методической обработки, методического аппарата для реализации. Это вопрос следующего шага. Теоретическая и методическая части не создаются параллельно, к сожалению. Концепция, если и удачна сама по себе, но она не внедряется прямым путем: учитель почитал и внедрил. Требуется глубокая работа профессионалов, мы к ней готовы.
Возникает другой вопрос, о разработке документов по таким дисциплинам, как литература, русский язык.Какая работа ведется в этом направлении?
Работа идет продуктивно, мы это знаем от нашей заведующейцентром филологического образования О.М. Александровой, она входит в рабочую группу, созданную на государственном уровне.Люди, входящие в рабочую группу, ответственные и знающие. Кто-то должен знать, как преподавать, кто-то знает, что преподавать. Когда эти люди соединяются вместе и еще знают педагогику, психологию и возрастную физиологию, тогда все складывается, работа получается эффективной, концепция – удачной.
Мы были участниками конференции, как Вы сказали, мемориальной конференции, посвященной 115-летию М.Н.Скаткина. Я думаю, тенденция конференций будет продолжаться. Расскажите нам немного об этом.
У нас исторически давно сложившийся институт, это Институт теории и истории педагогики РАО, я была14-м директором, на мне, к сожалению, закончилось это название, но не закончилось его существование. Мы очень ценим наши научные школы, издаем материалы, например, издали большую книгу к 70-летию, куда вошливсе научные школы, все подразделения, действующие и бывшие. У нас много замечательных имен, например, у нас есть научная школа по компаративистике – З.А.Мальковой-Б.Л.Вульфсона. Борису Львовичу 95 лет, он приезжает в институт на ученые советы, он наша научная совесть в действии. А М.Н.Скаткин – это родоначальник научной школы по дидактике общего образования. Его знают все педагоги, все студенты педагогических вузов. Дидактическая научная школа сегодня продолжает развиваться в недрах лаборатории дидактики под руководством И.М. Осмоловской. Дидактика требует своего развития, потому что мы живем в иную эпоху, в эпоху постмодерна, в постиндустриальном обществе. Дети стали иными, и мы должны понимать, как мы будем обучать детей, которые, как уже нынешние маленькие дети, учатся писать не ручкой, как мы с вами, а на компьютере и иных гаджетах, поэтому перед сотрудниками стоит много новых задач.
Мы открыли научно-мемориальный центрдеятелей педагогики и образования под научным кураторством члена-корреспондента РАО М.В.Богуславского, там великолепная история нашей науки. Чего стоит учебник М.Н.Скаткина по природоведению для 4-го класса! Пусть все придут и посмотрят, как, не употребляя современных определений о системно-деятельностном или компетентностном подходах, замечательный ученый реализовал эти подходы в своем учебнике. А как страна заботилась о школе! В послевоенные годы учебники были черно-белыми, но выходили на хорошей бумаге, с четкими иллюстрациями, а уже в 60-еучебники становятся яркими, буквально манящими. Помню, что нам в школе, в 60-е годы, выдавали учебники на следующий год перед летними каникулами. Любимое занятие было чтение, и все учебники я прочитывала запоем в июне.
Институты с такой историей не исчезают, не могут исчезнуть. Соединившись вместе,мы будем продолжать развивать педагогическую науку.
В эти же дни мы чествуем и другого известного ученого, чью научную школу мы развиваем. У нас есть научная школа непрерывного образования С.Я. Батышева-А.М. Новикова. 19 октября прошла еще одна мемориальная конференция, приуроченная к 100-летию С.Я. Батышева. Это Герой Советского Союза, участник войны, герой Сандомирского плацдарма, спасший много жизней своих бойцов в батальоне. У него уникальная биография, как и у М.Н. Скаткина.
У М.Н. Скаткинаосталось уже не так много учеников, но у нас трудятся ученики его учеников, у С.Я. Батышеваи А.М.Новикова учеников осталось еще много, еще жива память этих людей. Научные школы нашего института можно долго перечислять: научная школа по истории педагогики, школы института содержания и методов обучения, вошедшего в состав нового института имеются практически в каждой предметной области. Действующая школа В.Г. Разумовского, по начальной школе – Н.Ф. Виноградова, научные школы Н.М. Шанского, В.С. Леднева, С.Г. Шаповаленко, Л.Н. Боголюбова, А.Н. Захлебного. У нас работает великолепный центр социально-гуманитарного образования члена-корреспондента РАО А.Ю. Лазебниковой. А наше теоретическое и практическое наследие научной школы Л.И. Новиковой, так успешно воплощенное В.А. Караковским. Столько имен, столько идей, но самое важное – что все приходят и фонтанируют идеями. У нас поставлено очень много задач. Я иногда говорю: мне бы только хватило времени в сутках, чтобы я успевала осмыслить и предложить эти идеи, важно развивать идеи в научном сообществе и среди учителей. У нас подписано очень много соглашений о сотрудничестве с вузами, колледжами, школами. Мы определяем школу экспериментальной площадкой, договариваемся о конкретной проблематике, которую будем совместно разрабатывать, она должна быть связана с системой наших научных исследований. Материально мы не можем друг друга поддержать, но школам важно сотрудничество с нами. Мы поддерживаем друг друга научно, практически. Школа собирает свое портфолио. У нас есть торжественная процедура на ученом совете, где нашим экспериментальным площадкам вручаются сертификаты. Для меня любимая часть ученого совета – сообщения представителей школы, потому что это живо, интересно, иногда даже дети приходят. Такие площадки есть не только в Москве, но и по всей стране. Мы работаем над интересной проблематикой с сибирскими учеными из Томска, из Кемерово, из Новокузнецка, подключились и Бурятия, а также и наш добрый сосед – Казахстан, мы очень тесно сотрудничаем.
Заканчивая нашу беседу, что Вы могли пожелать нашим читателям?
Анализируя последние 30 лет российского образования, я могу сказать, что на региональном, муниципальном уровняхиногда волюнтаристски трактуются законодательные нормативные документы федеральных органов.Заметно, что учителя очень плохознают нормативнуюбазу, которая могла бы помочь им в работе. Я не сторонник возврата к старым традициям, но во времена Советского Союза было обязательным знакомство с нормативными документами, со «Сборником инструкций Министерства просвещения».
Хочется пожелать внимания к предложениям со стороны науки, учет научного знания при принятии управленческих решений. Хочется помечтать о развитии педагогической науки, построенной на систематических мониторингах, на глубоком изучении реальной ситуации в образовательном пространстве нашей страны, о серьезной апробации концепций, стандартов, программ, учебно-методических комплексов. Выиграют все: дети, все граждане страны, государство!
Творчества от незнания еще не возникало никогда, а вот всеобъемлющее знание помогает развивать процессы правильно.
|