Невская Светлана Сергеевна, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Деятельность А.С. Макаренко по созданию коллектива колонии им. М. Горького
Педагогическое наследие А.С. Макаренко признано в мире самым ценным, что в области образования оставило человечеству ушедшее столетие. Его «Педагогическая Поэма», переведенная на многие иностранные языки еще при жизни педагога-писателя, покорила читающую публику.
Показательно, что 75-тилетний норвежский историк, проживающий в Испании, Арне Ролл назвал теорию Макаренко «своеобразной теорией относительности в педагогике».
В данной статье мы только коснемся небольшого периода жизнедеятельности макаренковской колонии в 1924–1925 годы. Именно в это время воспитательная система А.С. Макаренко приобрела четкие очертания, педагог сформулировал основные положения своей системы, которую называл педагогической. Им был осуществлен процесс создания трудовой, правовой и морально этической базы колонии им. М. Горького – колонии, история жизни которой описана в бессмертной «Педагогической поэме» [1].
1924–1925 годы – это период, когда колония им. М. Горького уже добилась значительных хозяйственных и педагогических успехов. Важнейшим воспитательным достижением был добросовестный труд колонистов. Но практика доказала, что сам по себе труд, который не сопровождается напряжением, общественной и коллективной заботой не является влиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения, которые бы активно «прививались» колонистам.
Тем самым А.С. Макаренко (отметив нейтральность трудового процесса) развенчал преклонение перед трудовым принципом как воспитательным средством. Поясним: уединённый трудовой процесс без особых усилий легко становится автономным механическим действием и не включается в общий поток психологической жизни человека. Мало того, уединённый трудовой процесс отражается на психике только травматически, не конструктивно. Позднее в своих статьях и докладах АС. Макаренко будет неоднократно указывать на незначительность уединенного трудового процесса в образовании у воспитанников новых общественных мотиваций.
В рассматриваемый период А.С. Макаренко подверг сомнению саму идею детского самообслуживания, которая ничего, кроме утомляемости, слабого интеллектуального содержания работы не давала для воспитания и развития личности. Педагог писал, что уже в начале второго года деятельности колонии им. М. Горького стало ясно, что колонисты, которые не работали в мастерских или работали в них эпизодически (исполняли общие и сельскохозяйственные работы), в социально-моральном отношении были впереди мастеровых.
Он сформулировал следующие проверенные практикой правила:
1) развитие хозяйства и внедрение коллектива в управлении этим хозяйством происходит параллельно с улучшением морального состояния отдельных групп воспитанников;
2) «хозяйственная машина» требует точного и ясного поведения, которое определяется интересами коллектива, его честью, его красотой;
3) постоянный заряд напряжения и работы в общем хозяйственном движении массы (при условии, что это движение вызывается к жизни сознательным стремлением и пафосом коллектива) обязательно создаст здоровый фон для нравственного воспитания колонистов.
В самом начале своей работы в трудовой колонии А.С. Макаренко ясно осознал, что ему приходится иметь дело с борьбой двух стихий.
Первая стихия проявлялась в ходе развития колонии, в качественном росте коллектива, в рождении новых общественно-производственных мотиваций, постепенно все более набирающих силу. «Старая и привычная физиономия урки и анархиста-беспризорного, – писал он, – постепенно уходила из психики бывшего беспризорника и правонарушителя. На смену начинало проглядывать новое лицо будущего хозяина жизни». Антон Семенович считал это первой победой.
Вторая стихия – это приём новеньких, по словам А.С. Макаренко,- «чрезвычайно гнилых и даже безнадежно гнилых». Педагог видел в них новый материал для воспитания, но они несли и новые негативные влияния, иногда слабые, а иногда мощные и заразительные.
Изучение документальных источников позволило раскрыть подлинную картину развития колонии им. М. Горького в период «созревания» педагогической системы А.С. Макаренко.
Самым правдивым документом, характеризующим это время, по - праву, можно признать очерк Маро (М.И. Левитиной) «Работа с беспризорниками: практика новой работы в СССР», опубликованный в столичной украинской прессе (Харьков, 1924 г.). М.И. Левитина, посетив колонию, засвидетельствовала, что из всех обследованных ею сельскохозяйственных колоний по чёткости и цельности педагогической работы на первом месте стоит колония им. М. Горького (опытно-показательное учреждение НКП УССР). Это было первое общественное признание и высокая оценка работы педагогического коллектива и самого А.С. Макаренко.
М.И. Левитина подчеркивала, что:
Во-первых, в колонии им. Горького к 1924 г. сложился единый воспитательный коллектив, который работает с «тяжёлыми» правонарушителями. А.С. Макаренко сам настаивает на том, чтобы присылали именно трудных детей, а не таких, которым требуются специальные медицинские условия (т.е. психически нездоровых детей).
Во-вторых, колония с самого начала своего существования является открытым учреждением, никого насильно в ней не задерживают. Кто остается, тот беспрекословно подчиняется чётким, ясным и жёстким правилам трудовой жизни колонии. Общая система воспитательной работы построена на началах строгой организованности внутри колонийских отношений и работы.
На этих принципиальных положениях выстраивалась трудовая, правовая и морально-этическая база колонии. За неполные пять лет колония им. М. Горького добилась не только материального процветания, но и заметного успеха в области воспитания. Выстраивалась уникальная педагогическая система. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского эта система получила свое высшее развитие.
Отчетные документы колонии им. М. Горького рассматриваемого периода также подтверждают, что внешние формы организации колонии им. М. Горького исходят из требований точного требования и точного исполнения, точного и открытого учёта и отчета и не допускающей исключений дисциплины. Нарушать дисциплину и законы запрещается. Если нарушение происходит, оно «подлежит ведению суда товарищей, имеющего возможность налагать наказания, заключающиеся обыкновенно в наложении тех или других ограничений, естественным образом вытекающих из характера проступка» [3, ч. 1, с. 156].
Жизнь колонистов-горьковцев, которые самостоятельно восстанавливали имение братьев Трепке и работали на две колонии, характеризовалась жесткой ответственностью, а потому требовала чёткости и слаженности работы самого педагогического коллектива, а также определенных установок, поддержанных всеми членами колонии.
Его особо интересует правовой аспект воспитания. Принципиальную позицию по правовым вопросам А.С. Макаренко высказывает в официальном письме от 20 июля 1924 г., адресованном инспектору охраны детства НКП по поводу общего устава детской трудовой сельскохозяйственной колонии.
Устав детской трудовой сельскохозяйственной колонии – важнейшая составляющая педагогической системы А.С. Макаренко. В Уставе, считал педагог, как «в оригинальном зеркале, отражаются все живые движения учреждения». Устав утверждается инспектурой, но инспекторская переписка должна исключить форму приказов и рапортов, а проходить в форме дружеской переписки. Чтобы учреждение было педагогическим (а не бюрократическим), необходимо предоставить организацию жизни и труда детского учреждения ему самому, детская внутренняя организация, взаимоотношения, экономические и юридические формы, «вообще вся конституция учреждения должна составляться им самим» [5, № 18, с. 15-16].
Трудовая, правовая и морально-этическая база колонии им. М. Горького соответствовала и подчинялась указанным выше требованиям. Конституция колонии им. Горького, а позже коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, принятая единогласно всем коллективом, не ограничивала простор инициативе, создавала учреждению (хотя бы условно) юридическую базу для экономической активной воспитывающей жизни.
В юбилейный 1925 год (пятилетие колонии) А.С. Макаренко публикует «Очерк о работе Полтавской колонии им. М. Горького». Для Антона Семёновича пятилетний юбилей колонии им. М. Горького был определенным рубежом. В это время он начинает писать «Педагогическую поэму» (первоначальное название – «Горьковская история»), в которой в художественной форме старается изобразить пятилетний период жизни и борьбы колонии – «горьковского коллектива».
8 августа 1925 г. А.С. Макаренко обращается в Главное управление социального воспитания Наркомпроса УССР с проектом создания под его руководством крупной Всеукраинской трудовой колонии в районе Запорожья. Педагог хотел осуществить массовое воспитание граждан на базе успешного опыта колонии им. М. Горького, так как, по его убеждению, в этом опыте уже выработаны «серьезные методические данные для постановки более широкого и глубокого опыта по перевоспитанию правонарушителей» [5, №5, с. 2]. В данной связи, А.С. Макаренко отмечал, что в горьковской колонии в течение пяти лет сохраняются без изменения живые силы педагогического коллектива, поддерживаемого основным кадром колонистов – дисциплинированным и воодушевлённым.
Личный педагогический опыт и выводы, сделанные в процессе размышлений над условиями и задачами воспитания, указали А.С. Макаренко путь, намеченный проектом Всеукраинской трудовой колонии, реализация которого, по его мнению, поможет разрешению кризиса, который наблюдается в деле борьбы с беспризорным и правонарушениями.
Успешный опыт показал педагогу, что мелко ремесленный или мелко селянский тип детского хозяйства не продуктивен. Новому пролетарскому обществу требуется широкий размах, американский тип производства. При этом, с целью сохранения чистоты «педагогического подхода, нужно крупное хозяйство рассматривать исключительно как условие воспитания, а хозяйственный успех – как воспитывающий импульс» [5, № 5, с. 2].
Однако педагогические цели должны превалировать и иметь «точные формы соответствия между орудиями производства и материалом, понимая под орудиями производства как живые, так и материальные факторы, а под материалом исключительно детский состав» [5, № 5, с. 4-5].
При положительном решении Главсоцвоса УССР данный проект А.С. Макаренко мог бы в корне изменить дальнейшую историю колонии. Однако этого не произошло.
В 1926 г. колония им. М. Горького всё-таки осуществила сложный план переезда на новое место – слияние с Куряжской колонией под Харьковом. Педагог посвятил этой истории третью часть «Педагогической поэмы». «Преображение Куряжа» - это уникальная педагогическая операция, технологически чётко организованная и проведённая в минимальный срок.
Итак, в 1924-1925 годы была создана крепкая трудовая, правовая и морально-этическая база колонии им. М. Горького, что позволило А.С. Макаренко в 1926 году заняться проектами о переводе колонии в другое место, чтобы сделать её более мощной.
Но главная причина переезда была в том, что жизнь колонии стала протекать по накатанным рельсам слишком стабильно и успешно, было достигнуто материальное благополучие, всё было отлажено, всё было слишком хорошо, но не было больше размаха в достижении захватывающей цели. Для А.С. Макаренко именно это явилось симптомом остановки в развитии коллектива. Нужны были новые цели, новые героические трудовые подвиги, новые перспективы! И они появятся в деятельности коммуны им Ф.Э.Дзержинского.
Литература
1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия / А.С. Макаренко; сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.С. Невская. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 640 с. – (Бестселлеры воспитания).
2. Маро (Левитина) М.И. Работа с беспризорными. Практика новой работы в СССР. – Харьков: Труд, 1924. – 96 с.
3. Полтавська трудова колонiя iм. М. Горького в документах i матерiалах (1920-1926 рр.): В 2 ч. / За ред. академика I.А. Зязюна. – Ч. 1. – Полтава, 2002. –269 с.
4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / Сост. М.Д. Виноградова, Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов; редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.), В.М. Коротов и др.; Т. 1-8. М.: Педагогика, 1983-1986:
т.1. / Сост.: Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – 1983. – 386 с.
т.2. / Сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – 1983. – 512 с.
т.3. / Сост.: Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – 1984. – 512 с.
т.4. / Сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – 1984. – 400 с.
т.5. / Сост.: Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – 1985. – 384 с.
т.6. / Сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – 1985. – 336 с.
т.7. / Сост.: Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – 1986. – 320 с.
т.8. / Сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – 1986. – 336 с.
5. Hillig, Goetz: OPUSCULA MAKARENKIANA. Nr.Nr: 4, 6, 11, 14, 16, 18, 25. - Marburg, 1984-2003.
6. Гастев А. Воспитание культуры. – Харьков, 1923.
7. Гастев А.К. Как надо работать. 2-е изд. – М.: Изд. «Экономика», 1972.
8. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Изд. «Экономика», М., 1972.
9. Makarenko А. Kurze Darstellung der Arbeit der Poltavaer Gor’kij-Kolonie / Herausgegeben von Siegfried С. Weitz. Marburg, 1992. S. 28. (На немецком и русском языках.)
|