Светлана Вениаминовна ИВАНОВА, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, Государственный советник Российской Федерации I класса, действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Академии педагогических наук Казахстана, член Союза писателей России, главный редактор научных журналов «Отечественная и зарубежная педагогика», «Ценности и смыслы»
В настоящее время в значительной степени изменились обстоятельства и условия деятельности научно-педагогических организаций страны в целом, и Института стратегии развития образования РАО, в частности. Причин несколько: выход Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина в мае 2018 года, утверждение национальных проектов «Образование» и «Наука», разделение прежнего министерства образования и науки на два ведомства. Институт стратегии развития образования относится к Министерству просвещения, в силу этого возникли глубокие изменения в направлениях научных исследований Института. Наряду с сохранением ключевых тем фундаментальных исследований, начатых в 2016 году, появились прикладные темы актуального характера, способствующие решению современных задач российского образования, повысилась востребованность Института. У нас произошли и структурные изменения, в результате Институт охватывает сегодня широкую проблематику образования, связанную с задачами нашего учредителя в части общего и среднего профессионального образования. Это несколько различных тем, связанных единой целью – достижением поставленных в Указе Президента РФ задач.
Крупными блоками назову несколько ключевых направлений: обновление содержания образования, формирование функциональной грамотности и проведение мониторинга функциональной грамотности школьников, создание и апробация примерной программы воспитания и социализации школьников, комплексный анализ системы образования, социально-экономическое прогнозирование, анализ научно-технологического потенциала, анализ стратегических документов в области образования федерального и регионального уровней и разработка проекта стратегии развития образования, исследование историко-педагогического потенциала для развития педагогической науки и педагогического образования. Мы активно занимаемся организацией управления интеллектуальной собственностью и сохранения авторских прав в сфере образования, и продолжаем осуществлять междисциплинарные подходы к научно-исследовательской работе в педагогической сфере. Активно развиваем международное сотрудничество на базе нашей кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию. Расширяется образовательная деятельность Института в сфере повышения квалификации управленцев и педагогов, мы предлагаем уникальные и очень актуальные программы повышения квалификации как для управленческих команд регионов, так и для школьных коллективов. Развиваются и укрепляются наши контакты с регионами России. Все эти изменения связаны как раз с постановкой стратегических задач государством и с изменением роли научного института в глазах учредителя-министерства. Это и сложно, и ответственно, и значительно по нагрузке, но и интересно, важно. Повторюсь: ученые любят быть востребованными.
Необходимость постановки стратегических целей и задач в области государственной политики назрела. Несмотря на шаги по модернизации образования в предшествующие годы, ситуация в системе общего образования остается весьма непростой. Разумеется, нас всех радуют результаты исследования PIRLS: российские ученики начальной школы занимают первое место в мире. Однако это не исключает проблем в основной школе. Наша задача – выявлять эти проблемы, разобраться в причинах такого изменения результатов обучения в основной школе. Обозначу несколько проблем, которые выявляются по итогам международных сравнительных исследований: низкий уровень функциональной грамотности, неумение российских школьников сотрудничать и работать в группах, в командах, неумение применять знания в незнакомых ситуациях, низкая учебная мотивация, ухудшение образовательной среды, ухудшение дисциплины как школьников, так и учителей.
Решение актуальных задач лежит в основе национального проекта «Образование». Относительно 10 проектов нацпроекта «Образование» скажу следующее. Очевидно, что при разработке нацпроекта учитывались научные достижения педагогической и психологической науки страны, основные теории, концептуальные положения и подходы, рожденные учеными-членами РАО, в научно-педагогических институтах, многое – конкретно проистекает из достижений и традиций научных школ нашего Института с 95-летней историей.
Обратимся для примера к трем важнейшим для развития школы проектам. За строками названий разделов, их характеристик, ожидаемых результатов угадываются разработки ученых, предмет их пристального научного внимания. Обратимся к ключевым словам, и вы сами увидите научное влияние Российской академии образования, нашего и других научных институтов, психолого-педагогической науки в целом.
Проект «Современная школа»: обновление методик, стандартов, содержания и технологий обучения; создание благоприятных условий для профессионального самоопределения учащихся; сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ; адаптированные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ; методология наставничества; доступность качественного образования для детей в сельской местности; целевая модель функционирования психологических служб; методология оценки качества образования на основе практики международных исследований; повышение мотивации к обучению и саморазвитию у подрастающего поколения; качественная подготовка учителей для реализации обновленных образовательных программ.
Проект «Успех каждого ребенка»: профориентация; профессиональное самоопределение; выбор будущего профессионального пути; построение индивидуальной образовательной траектории; формирование культуры здорового образа жизни; саморазвитие детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие региональных систем дополнительного образования; повышение уровня глобальной конкурентоспособности российского образования; участие работодателей в управлении деятельностью образовательных организаций; формирование активной гражданской позиции; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций; оптимизация учебного времени обучающихся.
«Цифровая образовательная среда»: информатизация образовательного процесса; повышение квалификации педагогических работников при внедрении современных цифровых технологий и инструментов электронного обучения; формирование индивидуальных портфолио обучающихся; совершенствование образовательного процесса путем внедрения информационных технологий; развитие дистанционных способов обучения и доступность образования; формирование мотивации к непрерывному образованию; академическая мобильность; индивидуальная траектория развития.
Системность, эффективность, своевременность и последовательность реализации федеральных проектов нацпроекта «Образование» зависят от разработки научных основ, от методологического и методического обеспечения.
В настоящее время в Институте разрабатываются стратегические проекты, создается их научно-методологическая основа (по разным аспектам развития системы образования):
ведется разработка отраслевой Стратегии развития образования, которая теснейшим образом связана с нацпроектом «Образование», она выстраивает перспективу развития системы образования;
ведется работа по исследованию проблем стратегического планирования в системе образования на всех уровнях (анализ содержания, обобщение практик разработки и применения документов);
осуществляется комплексный мониторинг системы образования;
разрабатываются формы и методики прогноза социально-экономического развития, оценки уровня технологического развития системы образования.
Сравнительные мониторинговые, социологические и статистические исследования дают основания для корректировки принятых решений и средств достижения поставленных задач. Современные инструменты мониторинга и прогнозирования позволяют оценивать состояние отрасли, создавать сценарные прогнозы развития, получать «обратную связь» об эффективности принимаемых решений и предпринимаемых действий.
На пике актуальности и, конечно же, на первом месте для ученых-педагогов находится решение дидактических, содержательных проблем образования. Назову часть исследований, традиционных для нас, но осуществляемых в совершенно новых обстоятельствах для педагогической науки и школьной практики:
- обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды;
- научно-методическое сопровождение доработки и внедрения ФГОС общего среднего образования;
- дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников;
- мониторинг функциональной грамотности школьников (по годам обучения);
- концептуальные задачи в области совершенствования отдельных предметов и предметных областей.
Значительное внимание уделяется созданию научных основ в сфере воспитания: создаются теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной и профориентационной деятельности. Разработанный проект примерной программы воспитания апробируется в регионах страны.
Ведутся исследования в целях развития системы поддержки учительства. Создание интеллектуальной собственности, внедрение инноваций, охрана авторских прав – все это новые, рожденные временем и современными коммуникациями проблемы, которые решаются в стенах Института.
Серьезное развитие получают научно-методологические исследования в области качества общего образования, в том числе осуществляется научно-методическое сопровождение подготовки, проведения и анализа результатов сравнительных международных исследований, в том числе PISA, TIMSS, PIRLS. Наиважнейшим проектом является мониторинг функциональной грамотности, проводимый в школах страны. Этот мониторинг в определенной мере развивает наши теоретические разработки в этой области, а с другой стороны основывается на международных сравнительных исследованиях.
Продолжаются разработки в области педагогического образования, например: создание антологии по истории педагогики, создание учебных пособий в области дидактики, предметных методик, теории воспитания, философии образования. Мною названа только часть исследований.
При проведении исследований и их апробации мы встречаемся с успешными практиками учителей, не можем не ценить мастерство множества педагогов страны, но при этом не можем не различать, что на фоне всплесков педагогического успеха в отдельных школах, регионах, существует целый набор педагогических факторов риска. Я выделю только те, которые касаются дидактических вопросов:
- незнание или слабое владение современными методами и приемами обучения;
- невнимание к новым целям и задачам обучения, продиктованным новыми условиями, временем;
- преобладание экстенсивных методов обучения, репродуктивных домашних заданий;
- ориентация учителя на «среднего» ученика;
- непонимание новой роли учителя в информационную эпоху; резкое увеличение контрольно-оценочных процедур при отсутствии формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- ослабление внимания к диалогу, виртуализация общения; невнимание к самообразованию и повышению квалификации.
Направления повышения качества образования описаны в нацпроекте «Образование», мне хочется выделить некоторую научно-методологическую задачу, надстройку. Важно формировать готовность учителя: а) к принятию приоритетных целей – развитию навыков XXI века, формированию функциональной грамотности учеников; б) к новой роли учителя в современном образовательном процессе при понимании изменения ученика-субъекта, новых пространственных и временных условий, в которых осуществляется воспитание детей и процесс обучения, также стремительно меняющийся.
Работа Института во всех этих направлениях, осуществляемых в новых обстоятельствах и условиях развития системы образования, должна стать вкладом в реализацию задач национального проекта «Образование», в повышение профессионального уровня российских учителей и усиление влияния российского образования в мире.
Важно то, что мы перешли от разговоров на тему о связи науки с практикой к реализации научных задач, связанных с непосредственной помощью школе, в целом системе образования. Связь с государственными проектами помогает нам сделать наши исследования доступными широкому кругу научных работников и практиков, ощущать свою востребованность. Не это ли стремление каждого ученого?
Сегодня России требуются прорывные решения и активные действия, ушли в прошлое слова о невнимании государства к проблемам образования и науки.
|