30-31 мая 2011 года в г. Москве проходил Шестой съезд Всероссийского педагогического собрания,
организаторами которого выступили: Министерство образования и науки
Российской Федерации и общественная организация Всероссийское
педагогическое собрание (ВПС).
Программа первого дня была весьма насыщенна. На различных площадках
проводились дискуссии, в ходе которых участники обсуждали наиболее
актуальные вопросы модернизации образовательной системы. Наибольшее
количество делегатов приняла Академии повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования. В учебном
заведении состоялись дискуссии по трем масштабным направлениям.
«Школы
для одаренных или одаренность в каждой школе», - вели это заседание
ректор Московского городского психолого-педагогического университета В.А. Рубцов; заместитель директора Департамента общего образования Минобрнауки России И.И. Тараданова; директор школы № 51 г. Рязани, председатель Рязанского регионального отделения ВПС О.Н. Маслюк.
Желающих принять участие в данной дискуссии было столь много, что
организаторы разделили делегатов на группы, независимо друг от друга
обсуждавших вопросы: одаренный ученик в массовой школе и
специализированном центре для одаренных; одаренный ребенок в семье;
учитель и психолог для учеников с особыми способностями – специалисты с
особой подготовкой; как определить одаренность и что с ней делать.
Тему: «Трудная дорога в школу или почему в школе мало молодежи»
озвучили ректор БИПКРО, председатель Брянского регионального совета ВПС
И.Н. Пихенько; главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Минобрнауки России П.Г. Положевец.
Ключевыми стали вопросы: кто и что должен сделать для привлечения
выпускников педвузов в школу; механизмы «закрепления» молодых
специалистов в школе; основные трудности «молодого специалиста», роль
педагогов со стажем в решении этих проблем, возрождение наставничества;
реальные и виртуальные сообщества «молодых специалистов».
Директор гимназии №56 г. Санкт-Петербурга, член Общественного совета при Минобрнауки России М.Б. Пильдес и главный редактор журнала «Директор школы» К.М. Ушаков
поставили перед участниками ряд проблем с предложением найти варианты
избавления от них: откуда берется вал бумажной нагрузки на учителя и как
уменьшить эту нагрузку; спасет ли электронный документооборот и кто
должен определять количество и периодичность отчетов учителя и школы;
как реагировать на запросы различных ведомств, которые обсудили в
рамках заседания «Без бумажки… или как снизить бюрократическую нагрузку
на школу».
Ряд круглых столов состоялись на площадке МГУТУ им. Разумовского. В
частности, обсуждали систему оценки качества образования. Дискуссию
вела руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки Л.Н. Глебова. Участники обсудили особенности системы
оценки качества в развитии образовательной отрасли; правоприменительную
практику. «Важно понимать, - отметила руководитель Рособрнадзора, - на
каком уровне находится качество образования сегодня, для того чтобы
знать, куда двигаться дальше. Для этого необходимо выстроить четкую и
слаженную систему оценки качества на всех уровнях: государственном,
общественно-профессиональном, системном». Опытом поделились специалисты
из г. Санкт-Петербурга, Ярославской области, Ямало-Ненецкого
автономного округа и других регионов.
Предложения, выработанные в ходе оживленных дискуссий, состоявшихся
накануне, были озвучены в рамках пленарного заседания, состоявшегося 31
мая 2011 года в национальном исследовательском технологическом
университете "Московский институт стали и сплавов". В пленарном
заседании приняли участие свыше 1000 делегатов из 83 субъектов РФ. В
работе приняли участие: Председатель Правительство Российской Федерации
В.В. Путин, заместитель председателя Правительства РФ А.Д. Жуков, Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Вела заседание председатель ВПС В.Н. Иванова.
В своем выступлении А.А. Фурсенко подчеркнул, что за последние годы
для модернизации системы образования сделано очень много, но немало
работы предстоит и в дальнейшем.
Обширный доклад об успехах ВПС, достигнутых за пять лет работы,
зачитала председатель общественной организации В.Н. Иванова. На
сегодняшний день ВПС имеет региональные представительства в 73
субъектах Российской Федерации и насчитывает свыше 320 тысяч членов.
Это учителя школ, воспитатели детских садов, преподаватели высших
учебных заведений, специалисты системы образования.
За прошедший период основными направлениями работы ВПС было: участие
в экспертизе правовых и социально-экономических основ реализации
государственной политики в сфере образования; развитие новых механизмов
оплаты труда; разработка предложений по повышению социального статуса
педагогических работников. Особо заметна роль организации в реализации
приоритетного национального проекта «Образование». Значительный объем
работы был проведен в 2010 году – Годе учителя в России.
В.Н. Иванова обозначила и приоритетные направления работы на
перспективу. В частности, это повышение финансовой грамотности
руководителей образовательных учреждений и улучшение контроля качества
школьного питания.
Выступление Председателя Правительства РФ В.В. Путина читайте здесь.
|